Усмирение эго. Часть 2 – практика — Игорь Саторин

Усмирение эго. Часть 2 – практика — Игорь Саторин

В прошлой статье я рассказывал о том, как это полезно – следить за своим эго и не позволять ему чрезмерно разбухать. Иначе невозможно добиться внутренней легкости и построить здоровые отношения с окружающими.

Разбухшее эго – это психологическое болото, которое однажды затухнет и начнет плохо пахнуть. Потакание эго делает человека строптивым, тяжелым, и заставляет мучиться огромную часть жизни.

Среди практикующих (работу над собой) гуляют речевые обороты: включить эго, говорить от эго. И подразумевается обычно, что от лица эго ничего хорошего ты не сделаешь. А будешь так или иначе себя оправдывать и выставлять в лучшем свете.

Все это означает оборону собственной важности – порой слепую и даже агрессивную. В этом смысле человек может в принципе свое эго никогда не выключать, и всегда от его лица действовать.

Если так общаются двое, они даже не осознают, что друг друга не слышат. Каждому будет казаться, что это его неправильно поняли и неправильно оценили – занизили его важность, поэтому нужно оправдаться, и свою важность доказать. В результате – бесконечное взаимонепонимание.

Споры от лица эго можно свести примерно к этому:
– ты все неверно понял, правда в том, что я – умней, чем ты.
– нет, ты ошибаешься, правда в том, что это я – умней, чем ты.

Важность реальная и важность эмоциональная

В одной из статей на я уже говорил, что можно выделить два типа важности:
— важность эмоциональная, невротичная
— важность реальная, локальная

На уровне эмоций мы за свою важность переживаем – и как правило бестолку. На уровне поступков мы за свою важность боремся по факту. И можно даже не переживать.

Проблемы возникают только на уровне эмоций. Когда эго верит в свою важность, или свою никчемность, оно уязвимо. Любая угроза снижения важности подключает тревогу. А прямой удар по важности сначала приносит унижение, а потом – оборонительную злость.

Немного повторюсь:
Самое невротичное состояние – это, когда эго распухает на ровном месте, эмоционирует, но не подтверждает свою важность реальными достижениями.
Самое здоровое состояние – это, когда эго не распухает, в подтверждениях не нуждается, но ты продолжаешь действовать и достигать.
Высокомерная гордая пассивность против спокойной предприимчивости.

Эмоции могут звучать с оглушительной мощностью. Но какой бы тихой ни была осознанность, она всегда сильней. Если не теряешь ее. Эмоции – это сон, осознанность – пробуждение. Именно так это работает.

Выгода от уменьшения эго большинству неочевидна, и больше похожа на далекую от жизни красивую концепцию о призрачной свободе. Поэтому целесообразно заиметь хотя бы краткий свой реальный вкус свободы от эго – именно он будет мотивировать лучше всего.

Практика усмирения эго

Для усмирения эго нужна внимательность и честность с собой. Внимательность помогает наблюдать и замечать. А честность помогает признавать. Честность здесь нужно использовать с доверием к ней, словно она никогда не подведет. Даже если возникают сомнения, и кажется, что правда тебя унизит и сломит – это голос эго, не желающего сдавать свои позиции. Честность с самим собой всегда на твоей стороне, на пользу благополучию.

Когда начинаешь пристально смотреть на нерв эго и признавать свои мотивы, не нужно с этим ничего делать. Лишь продолжать смотреть и признавать. И сначала станет странно. Будто ты вошел в изнанку себя. Раньше ты чувствовал ее лишь, когда тебя обжигал стыд, или когда терпел пугающее унижение. Это было через силу. А теперь тебе не нужны стыд и унижение. Теперь ты сам видишь правду и признаешь ее. Просто смотришь на чувство собственной важности. Как оно раздувается. Для чего оно раздувается. И нечто внутри начинает переворачиваться и растворяться.

Иллюзии не выдерживают прямого взора. Они становятся тоньше, чтобы выжить. Так грубое самоутверждение проходит. Остаются его более тонкие формы. До них тоже когда-нибудь доберешься.

Самый лучший реальный стимул шагать за пределы эго – это личный вкус свободы, когда интуитивно чувствуешь, что оборона своей важности, своих старых убеждений – это тупик и потеря свежести. Эта пара «тяжесть эго» и «свежесть осознанности» мотивирует лучше всего.

Когда появился личный опыт этих переживаний, дальше нужно просто периодически посматривать на свой же ум. Где он сейчас – обороняет эго, или исследует правду? И если видно, что сию секунду обороняешь эго, и уже знаешь, что это тупик, продолжать не захочется.

Вне эго есть что-то свежее, настоящее – там развитие, следующий этап. Это не философия, а реальные переживания.

Достоверно, гарантированно определить правду на уровне ума иногда невозможно. Зато можно обучиться достоверно определять состояние ума, в котором он нацелен на поиск правды, а не доказательство своей правоты.

Задавайтесь вопросом: что я могу сказать, когда не сужу и не оправдываюсь? Это голос искренности.

Сначала идеал честности будет продолжением прежней лжи. Ты будешь декларировать видимость правды, чтобы гордиться честностью, будешь ловить на лжи других. Поддерживать такой вопиющий самообман – непросто. И если повезет, тебе и самому станет интересно, о чем весь сыр бор, и захочется хотя бы в порядке эксперимента самому увидеть и признать правду.

Если ты стал охотником за правдой, нужно уметь допускать, что ошибаешься. Пускай по началу это будет искусственное допущение. Но ты борешься за ясность и развитие. Это ответ на вопрос: чего же я все-таки хочу? Правоты? Или правды?

Один из мощнейших способов освобождения от эго – признаваться в своих косяках, или недостатках. Особенно вслух другим людям. В это время происходит что-то настоящее, ты как бы смахиваешь вуаль с правды. Это шажок к свободе и развитию.

Бывает очень не просто отслеживать, какой мотив сейчас руководит очередным словом. Это эго, или искренность? Выбираешь ли ты в эту секунду свежесть правды? Если присмотреться. А если тема разговора касается чувств, присматриваться хорошо бы к каждому слову. Иначе, если говорить от эго, все становится тупиковым и бессмысленным.

Супруги проваливаются в многочасовые скандалы, потому что отыгрывают роли драматических героев. Если человеку уже знаком вкус искренности, он будет ясно чувствовать, что при обсуждении серьезных проблем все искусственные роли – это бесконечный бессмысленный эмоциональный лабиринт. А спасение – только в правде.

У правды есть несколько врагов – союзники ркспухшего эго: ложь, кривляния, насмешки, театральный драматизм, троллинг, шутовство, цинизм, эксцентричное и показное поведение.

Играть роль и дурачиться бывает весело. Это часть нашей подлинности. А проблемы начинаются, если своей игрой упиваешься и сам в нее веришь. Особенно, когда с тобой пытаются говорить искренне на серьезную тему. Быть серьезным в хорошем смысле означает честность, внимательность и собранность.

Выслеживать эго нужно не у других людей, а у себя самого. Как там поживает чувство собственной важности у другого человека в идеале не должно вообще волновать. Но если вам отправили ссылку на эту статью, это не значит, будто человек озабочен размерами вашего эго. Делиться полезной информацией – это взаимовыручка.

Игорь Саторин

Источник